Санкт-Петербург

Исаакиевская площадь Громада собора и две исторические гостиницы

На стилистически разнородную, но гармоничную Исаакиевскую площадь лучше всего смотреть с колоннады одноименного собора: так ее можно окинуть единым взглядом, в то время как внизу обзор перекрывают деревья сквера, где в годы блокады выращивали капусту.

На северном и южном краях площади доминируют здания времен Николая I. В основном при нем был возведен Исаакиевский собор, хотя освящение произошло уже в царствование его сына. Архитектор Огюст Монферран, сорок лет руководивший строительными работами, умер через месяц после церемонии, дав пищу для россказней и легенд. В начале 2017 года храм-музей в очередной раз стал яблоком раздора: РПЦ все пытается его заполучить, богобоязненные чиновники норовят отдать, а горожане протестуют. В общем, спешите видеть. Зимой, если повезет, можно лично убедиться, что Ахматова ничего не придумала: «вновь Исакий в облаченьи из литого серебра» — это про толстый слой инея, покрывающий его гранитные колонны и мраморные стены в мороз.

Мариинский дворец напротив собора, созданный Штакешнейдером для дочери Николая Марии (1844), служит Законодательным собранием Петербурга. Заставленное депутатскими машинами пространство перед ним — это не часть суши, а самый широкий в городе Синий мост (97 м). В 1859 году, после смерти императора, за мостом установили конный памятник Николаю I, имеющий только две точки опоры (Петр Клодт отвечал за скульптуру, Монферран — за проект в целом). Правосудие, Сила, Мудрость и Вера вокруг пьедестала похожи на жену и дочерей царя. Несмотря на это, Мария Николаевна, по легенде, невзлюбила памятник из-за того, что папа повернут к ее окнам спиной.

На востоке площади бок о бок стоят старые гостиницы «Англетер» и «Астория»: первая открылась в 1876 году, вторая, более роскошная, — в 1912-м. Гитлер якобы собирался пировать в «Астории» после взятия Ленинграда. При «Англетере», широко известном как место гибели Есенина, теперь работает хороший кинотеатр. Напротив «Астории» — бывшее здание Германского посольства, суровая неоклассическая постройка 1912 года, сильно потерявшая в выразительности после погрома, который случился в начале Первой мировой войны: тогда очумевшая толпа разнесла посольские интерьеры и скинула с крыши могучие скульптуры братьев Диоскуров с конями.

Исаакиевская площадь